Рубрика: Работа
2 Декабря
Антикризисное управление не зря считается высшей формой управленческой деятельности. Работа эта сложная, но интересная.
Антикризисное управление не зря считается высшей формой управленческой деятельности. Одно из значений греческого слова «кризис» – «решение». И потому в некотором смысле всякое управление – кризисное. Его цель – не допустить кризиса или выйти из него достойно. А когда всё же не получается, за дело берется кризис-менеджер. Но репутация у антикризисного бизнеса, особенно в глазах банкротящихся предприятий, нередко «грязная».
Начало работы
Для начала кризис-менеджеру придётся выявить проблемы предприятия, в чём бы они ни коренились: во внешних или внутренних факторах, в отношениях с «верхами» (местной властью, например) или «низами» (сотрудниками предприятия самых разных уровней – от топ-менеджеров до простых рабочих), в легальном или юридически «сером»поле.
Причём оценить ситуацию надо не на родном предприятии, а на малознакомом. То есть требуется проанализировать огромный объём информации, которую ещё нужно получить. А ею не всегда охотно делятся. И даже если не скрывают, всё равно значимые вещи часто не формализованы, коренятся в специфике предприятия, в его истории, в недокументируемых взаимоотношениях с партнёрами и прочих тонкостях и уловках.
Краткая история
Надо сказать, некоторые основания для негативного отношения к антикризисному управлению созданы и самой историей «спасителей».
В начале 90-х годов стать кризис-менеджером мог чуть ли не любой, для этого нужно было только закончить курсы арбитражных управляющих. В итоге их способностей нередко хватало лишь на то, чтобы хаотично распродать имущество в пользу отдельных кредиторов. Эра таких «могильщиков» довольно быстро сменилась другой, более организованной, но и более опасной: банкротство стало инструментом передела собственности.
В управлении предприятием особенно важен контроль над тремя составляющими: акциями, долгами и топ-менеджерами. И борьба велась на трёх фронтах одновременно: пакеты размывались, эмиссии или их итоги оспаривались, долги увеличивались либо, наоборот, сокращались, топ-менеджеры перекупались.
Издержки профессии
Впрочем, и в совсем не скандальных ситуациях положению антикризисного управляющего не позавидуешь. Ведь он по определению работает в условиях кризиса.
Но речь идёт не только о положении предприятия – потенциального банкрота, есть и масса других факторов. Мало того что кризис-менеджеру предстоит принимать решения высокой стоимости в условиях дефицита времени и информации – это, в конце концов, вопрос профессионализма. Значимые меры приходится проводить в условиях постоянных эмоционально насыщенных, вплоть до агрессивности, контактов. Трудовой коллектив кризисной организации, естественно, ещё до прихода нового человека перестал получать прежнюю (а то и вообще какую-либо) зарплату и, что называется, на взводе. Накопившееся раздражение изливается, конечно, на незнакомца.
Прежние управленцы воспринимают «коллегу-конкурента» в штыки: если уж они не смогли спасти родное предприятие, неужели чужой с этим справится, продемонстрировав тем самым несостоятельность прежнего менеджмента? В ход идут как «отговорки», так и прямой саботаж: неявка на работу, отказ выдавать документы и прочее (умом Россию не понять). Словом, появление нового человека рушит систему отношений, сложившуюся у руководства предприятия. Именно поэтому антиконфликтность считается одной из основных характеристик работы антикризисного управляющего. И именно поэтому все аналитики сходятся во мнении, что в данной профессии важны не только специальные знания, но и внутренние качества личности. Главное же среди них – уметь добиваться доверия.
Лучшие из лучших
Лучшие кризис-менеджеры – это люди уже заслужившие доверие: успешные профессионалы с безупречной репутацией и устойчивыми отношениями с властными структурами и управленцами того же уровня. Правда, их работа бывает действенной только в рамках своего региона или в лучшем случае своей отрасли. Более универсальны профессионалы, умеющие добиваться авторитета, как говорится, с чистого листа. Поэтому в программах профессиональной подготовки антикризисных управленцев всё большее внимание уделяется «психологической закалке»: менеджеров учат вести диалог и переговоры, выступать перед большой аудиторией, разрешать кадровые конфликты, достигать компромиссов и противостоять давлению.
Сама профессия тоже накладывает отпечаток на характер. По данным опросов, нестандартность ситуаций, возникающих в процессе управления кризисным предприятием, формирует своеобразную управленческую мудрость. Необходимость для кризис-менеджера быть одинаково убедительным в переговорах с кредиторами и должниками, с местной властью и федеральными органами, с сотрудниками предприятия и членами собственной команды способствует повышению терпимости к чужому мнению, развивает сдержанность, самоконтроль и в то же время умение оставаться независимым в собственных суждениях. Таким качествам научить нельзя – они приходят прежде всего с опытом.
Резюме
Впрочем, можно надеяться, что со временем позитивная практика кризис-менеджмента, наконец, позволит изменить имидж профессии в целом. Возможно, тогда и станут кризис-менеджеров называть старым добрым русским словом – «попечители».
Иван Мартынов