Тот, кто спасёт

Рубрика: Работа

2 Декабря

Антикризисное управление не зря считается высшей формой управленческой деятельности. Работа эта сложная, но интересная.

Тот, кто спасёт

Антикризисное управление не зря считается высшей формой управленческой деятельности. Одно из значений греческого слова «кризис» – «решение». И потому в некотором смысле всякое управление – кризисное. Его цель – не допустить кризиса или выйти из него достойно. А когда всё же не получается, за дело берется кризис-менеджер. Но репутация у антикризисного бизнеса, особенно в глазах банкротящихся предприятий, нередко «грязная».

Начало работы

Для начала кризис-менеджеру придётся выявить проблемы предприятия, в чём бы они ни коренились: во внешних или внутренних факторах, в отношениях с «верхами» (местной властью, например) или «низами» (сотрудниками предприятия самых разных уровней – от топ-менеджеров до простых рабочих), в легальном или юридически «сером»поле.

Причём оценить ситуацию надо не на родном предприятии, а на малознакомом. То есть требуется проанализировать огромный объём информации, которую ещё нужно получить. А ею не всегда охотно делятся. И даже если не скрывают, всё равно значимые вещи часто не формализованы, коренятся в специфике предприятия, в его истории, в недокументируемых взаимоотношениях с партнёрами и прочих тонкостях и уловках.

Краткая история

Надо сказать, некоторые основания для негативного отношения к антикризисному управлению созданы и самой историей «спасителей».

В начале 90-х годов стать кризис-менеджером мог чуть ли не любой, для этого нужно было только закончить курсы арбитражных управляющих. В итоге их способностей нередко хватало лишь на то, чтобы хаотично распродать имущество в пользу отдельных кредиторов. Эра таких «могильщиков» довольно быстро сменилась другой, более организованной, но и более опасной: банкротство стало инструментом передела собственности.

В управлении предприятием особенно важен контроль над тремя составляющими: акциями, долгами и топ-менеджерами. И борьба велась на трёх фронтах одновременно: пакеты размывались, эмиссии или их итоги оспаривались, долги увеличивались либо, наоборот, сокращались, топ-менеджеры перекупались.

Издержки профессии

Впрочем, и в совсем не скандальных ситуациях положению антикризисного управляющего не позавидуешь. Ведь он по определению работает в условиях кризиса.

Но речь идёт не только о положении предприятия – потенциального банкрота, есть и масса других факторов. Мало того что кризис-менеджеру предстоит принимать решения высокой стоимости в условиях дефицита времени и информации – это, в конце концов, вопрос профессионализма. Значимые меры приходится проводить в условиях постоянных эмоционально насыщенных, вплоть до агрессивности, контактов. Трудовой коллектив кризисной организации, естественно, ещё до прихода нового человека перестал получать прежнюю (а то и вообще какую-либо) зарплату и, что называется, на взводе. Накопившееся раздражение изливается, конечно, на незнакомца.

Прежние управленцы воспринимают «коллегу-конкурента» в штыки: если уж они не смогли спасти родное предприятие, неужели чужой с этим справится, продемонстрировав тем самым несостоятельность прежнего менеджмента? В ход идут как «отговорки», так и прямой саботаж: неявка на работу, отказ выдавать документы и прочее (умом Россию не понять). Словом, появление нового человека рушит систему отношений, сложившуюся у руководства предприятия. Именно поэтому антиконфликтность считается одной из основных характеристик работы антикризисного управляющего. И именно поэтому все аналитики сходятся во мнении, что в данной профессии важны не только специальные знания, но и внутренние качества личности. Главное же среди них – уметь добиваться доверия.

Лучшие из лучших

Лучшие кризис-менеджеры – это люди уже заслужившие доверие: успешные профессионалы с безупречной репутацией и устойчивыми отношениями с властными структурами и управленцами того же уровня. Правда, их работа бывает действенной только в рамках своего региона или в лучшем случае своей отрасли. Более универсальны профессионалы, умеющие добиваться авторитета, как говорится, с чистого листа. Поэтому в программах профессиональной подготовки антикризисных управленцев всё большее внимание уделяется «психологической закалке»: менеджеров учат вести диалог и переговоры, выступать перед большой аудиторией, разрешать кадровые конфликты, достигать компромиссов и противостоять давлению.

Сама профессия тоже накладывает отпечаток на характер. По данным опросов, нестандартность ситуаций, возникающих в процессе управления кризисным предприятием, формирует своеобразную управленческую мудрость. Необходимость для кризис-менеджера быть одинаково убедительным в переговорах с кредиторами и должниками, с местной властью и федеральными органами, с сотрудниками предприятия и членами собственной команды способствует повышению терпимости к чужому мнению, развивает сдержанность, самоконтроль и в то же время умение оставаться независимым в собственных суждениях. Таким качествам научить нельзя – они приходят прежде всего с опытом.

Резюме

Впрочем, можно надеяться, что со временем позитивная практика кризис-менеджмента, наконец, позволит изменить имидж профессии в целом. Возможно, тогда и станут кризис-менеджеров называть старым добрым русским словом – «попечители».

Иван Мартынов