Особенности национальной работы

Рубрика: Работа

25 Июля

Как ни странно, но многие специалисты, которые уже имели опыт работы в иностранных компаниях, не соглашаются на должности в российских фирмах.

Особенности национальной работы

В 90-е годы, когда иностранные компании только появились на российском рынке, западный менеджмент предлагал специалистам заработную плату в 2-3 раза больше той, что могли себе позволить отечественные фирмы.

Сегодня, по мнению экспертов, ситуация изменилась. И зачастую в окладах крупных иностранных и российских фирм практически нет разницы. Однако отличия в отношении к сотрудникам остались.

Стабильность и комфорт

Как ни странно, но многие специалисты, которые уже имели опыт работы в иностранных компаниях, не соглашаются на должности в российских фирмах.

Западный стиль управления персоналом в корне меняет восприятие у сотрудников слова «работа». Оно ассоциируется с порядком, собственными профессиональными достижениями и социальными благами, которые иностранный работодатель без колебаний предоставляет специалисту.

«Перейти из иностранной компании в отечественную – означает лишить себя комфорта и стабильности. Это всё равно, что несколько лет прожить в Европе, а потом приехать в Россию», – высказался один из соискателей на интернет-форуме, посвященном поиску работы.

Различия

Пока ещё большое количество российских работодателей не любит платить «белую» зарплату. А ведь она даёт возможность без проблем получить банковский кредит и не сильно переживать о размере будущей пенсии.

Ещё один важный момент: даже если устои иностранной фирмы в России пошатнутся, и она, не выдержав рыночной конкуренции, или руководствуясь политическими мотивами, решит закрыть филиал в России, коллектив узнает об этом заранее. Иностранный менеджмент предоставит персоналу запас времени, чтобы найти другую работу, и обязательно выплатит выходное пособие. Российский же бизнес пока не всегда готов к социальной ответственности и соблюдению законов по отношению к своим сотрудникам. 

Дело в том, что несмотря на существующее законодательство очень много владельцев компаний при поиске сотрудников указывают наличие социального пакета. Вот только под этим термином они понимают «белую зарплату», а не те вещи, которые в этот пакет должны входить на самом деле. Например, обязательное медицинское страхование, оплата сотовой связи, проезда и больничных.

Пример из жизни

Представительство одной из австрийских фирм в России в социальный пакет добавило оплату услуг дантиста, на которые страховка не распространяется. А также раз в год оплачивает любые курсы, выбранные сотрудником по своему усмотрению. Их девиз: высокое качество через комфорт сотрудников.

Работать или развиваться?

Много специалистов рынка труда отмечают, что весьма весомым аргументом для сотрудников той или иной компании является возможность расти профессионально. Для этого в крупных западных компаниях созданы все условия. Начнём с того, что здесь очень большое внимание уделяют подбору персонала. Случаи, когда кто-то устраивается по знакомству, как часто бывает в российских компаниях, просто не возможны. Кроме того, в западных компаниях обращают большое внимание не только на опыт работы кандидата, но и на его личностные характеристики. Для каждого сотрудника в иностранной компании составляется план развития, где чётко прописывается, каких результатов он может добиться во время испытательного срока, после него, через полгода работы, через год. Это делается для того, чтобы можно было оценивать его профессиональный рост. Компания уже на стадии приёма на работу определяет, каким образом будет происходить дальнейшее обучение и развитие «нового человека».

Иностранности

Однако, все вышеперечисленное отнюдь не означает, что работа по западному сценарию идеальна. Например, электронные пропуска в туалет, чтобы контролировать время отсутствия специалиста на рабочем месте, – это реальность.

Точно также, как и прослушивание телефонов, и просмотр личной электронной почты, и шоколадные медали в качестве поощрения. Безусловно, такие методы воспитания персонала свойственны далеко не всем иностранным работодателям.

Стиль

Чем выше и представительнее должность, тем дороже должны быть повседневная одежда, обувь и аксессуары. Если личный ноутбук не соответствует дорогой марке, которую предпочитает фирма, то работнику категорически запретят использовать его в рабочих целях. И даже покупая машину, сотрудники западных компаний часто ориентируются на имидж компании, а не на собственное эго.

Менталитет

Ещё одна особенность иностранной компании – коллектив большой, а вот дружеские отношения между сотрудниками складываются не всегда. Русскому человеку с этим сложно смириться, также как и с полностью формализованным и регламентированным профессиональным поведением, где нет места для полета мысли.

В итоге

Выбор, в какой именно компании работать, принадлежит только вам. Однако всегда стоит учитывать особенности отечественного менталитета и иностранной капиталистической закалки.

Иван Мартынов