Куда пойти, куда податься

Рубрика: Работа, Образование

16 Мая

Абсолютно все выпускники одиннадцатых классов нашего города поступают в вузы.

Куда пойти, куда податься

«У меня растут года, будет мне семнадцать. Где работать мне тогда, чем мне заниматься». Владимир Маяковский сформулировал в начале прошлого века вопрос, над ответом на который будет думать не одно поколение.

17 мая во всех школах Тольятти прозвенит последний звонок. Будущие выпускники заполнят парки, аллеи и скверы, и за праздничной суетой и предэкзаменационной нервотрёпкой насущный вопрос «где работать и чем заниматься» отойдёт на второй план. Хотя... Если задумываться о собственном применении в 17, то шансы преуспеть в нынешних условиях могут оказаться не самыми высокими.

Учиться

Пару лет назад Николай Ренц, бывший в ту пору первым заместителем мэра Тольятти, на одном из заседаний городского стратегического совета озвучил весьма интересные факты. Оказывается, абсолютно все выпускники одиннадцатых классов нашего города поступают в вузы. Благо, институтов, университетов и академий у нас хватает. Правда, бюджетные – то есть бесплатные – места достаются не всем. Ну да что с того – можно и за деньги получить высшее образование. На родительские деньги.

Теперь немного цифр. Сейчас год обучения в вузах города в среднем стоит около 40 тысяч рублей. Лет пять назад эта сумма была скромнее – примерно 25 тысяч. Так что прогресс налицо, причём тенденция из разряда тех, которые не радуют. Далее. Даже если остановиться на цифре 40 тысяч в год, то за пять лет родители заплатят за обучение любимого чада в вузе 200 тысяч рублей. Выглядит внушительно. Но ещё более внушительно она будет выглядеть в том случае, если, получив заветный диплом, молодой специалист не сможет устроиться на работу по специальности. Время и деньги – на ветер.

Такой пессимистичный вариант развития событий, как ни печально, более чем вероятен. И причин здесь предостаточно.

Одна из них уже озвучена в самом начале: о роде занятий и профиле деятельности большинство школьников задумывается лишь в одиннадцатом классе. Предвижу возражения: «Так уж и большинство!». Увы, большинство. И свидетельство тому – личный опыт.

Два года назад, когда перед моим сыном, который в этом году оканчивает школу, встала та самая проблема выбора (признаюсь, не без моего мягкого давления), решили мы поездить по вузам в дни открытых дверей. Из всего класса численностью 25 человек нашему примеру последовали ещё четверо учеников. То бишь пятеро о чём-то задумались, стали предпринимать какие-то шаги, а остальные 20 отдались на волю волн – куда кривая вывезет. При том что школа – не из последних...

Ещё одна большая проблема для будущих выпускников и их родителей – неопределённость. Никто не может с уверенностью сказать, какие специалисты и в каких отраслях будут востребованы через 5 лет. Бюджет страны и то на три года принимают... Когда-то был дефицит юристов и экономистов – все вузы с готовностью открыли соответствующие факультеты. Сейчас выпускникам с вышеозначенными специальностями устроиться на работу проблематично: их слишком много. В моде теперь инженеры и строители, и кадровый дефицит, возникший в 90-е, восполнится ещё не скоро... Причём любое предприятие заинтересовано в опытных специалистах, что подводит нас к вопросу «где работать» с другой стороны.

Работать

Не секрет, что рабочие специальности нынче не в почёте. Родители хотели бы видеть своих детей офисными работниками, а дети, соответственно, примеривают на себя костюм, а не спецовку. При этом если не подростки, то уж родители точно должны понимать, что управленцев, снабженцев, бухгалтеров и т.д. на любом предприятии (особенно частном) требуется не так уж много. А слесари, сварщики, каменщики и иже с ними очень даже востребованы. Да, престиж невелик, но, как говорится в известной рекламе «Имидж ничто – жажда всё».

Всевозможные перекосы на тернистом пути перехода к рыночной экономике привели к тотальному вымыванию рабочих рук практически из всех отраслей промышленности. Куда ни ткнись – везде нужны именно те, кто стоит у станка, кладёт кирпичи, печёт хлеб. Причём ввиду дефицита оплата труда рабочих существенно возросла. С одной оговоркой: квалифицированных. Для труда неквалифицированного вполне подойдут гастарбайтеры из стран ближнего зарубежья. Им даже небольшие, по нашим меркам, деньги кажутся фантастическим богатством: у себя на родине они и этого не заработают.

А теперь небольшая логическая задачка. Представим, что в среднестатистической тольяттинской семье среднестатистический одиннадцатиклассник успехами в учёбе не блещет. Но непременно желает поступить в вуз. Причём совершенно очевидно, что за его обучение платить придётся родителям. И один из возможных вариантов, что, вложив в любимое чадо 200 тысяч, родители получат на выходе молодого специалиста, который на рынке труда не востребован. Есть и другой вариант: сразу после школы идти работать. В этом случае на высшее образование, если оно понадобится, молодой человек заработает сам. А родительские деньги можно использовать с большей выгодой – на квартиру копить, к примеру.

Как всегда, между двумя полярными вариантами развития событий лежит множество других, весьма различных. И речь не идёт о том, чтобы кто-то написал тебе инструкцию на все случаи жизни, а ты будешь этой инструкции слепо следовать, не отступая ни на шаг. Лихие 90-е позади, страна уже несколько лет живёт без серьёзных потрясений. И теперь уже можно думать не только о сиюминутных делах, но и о перспективе. Особенно, если это касается детей.

Дмитрий Шатунов(www.prsnt.ru )