Изменив учителей, можно заинтересовать школьников в чтении классики

Рубрика: Основное образование

15 Августа

Чтение в интернете и чтение обычных книг формирует разные читательские навыки. В интернете - это скорость поверхностной реакции.

Изменив учителей, можно заинтересовать школьников в чтении классики

В последнее время все больше людей, в частности родители и педагоги, озабочены тем, что мало кто из ребят средней школы читает художественную литературу. Вместе с тем ученики младших классов регулярно посещают библиотеку и активно читают книги. Но уже к 5-6 классу интерес литературой угасает. Дело в том, что с возрастом меняются интересы, да к тому же родители начинают разрешать пользоваться интернетом. В этой связи юные читатели начинают изучать другую информацию, используя различные современные интернет-возможности, то есть дети читают и пишут разные сообщения на форумах, в чатах, общаются в социальных сетях и т.д. Со временем виртуальный мир может полностью поглотить человека. Что делать, чтобы это не случилось, и как прививать школьникам интерес к чтению художественной литературы и как заинтересовать детей чтением классических произведений рассказала Елена Пенская – декан факультета филологии НИУ ВШЭ.

- Елена Наумовна, когда молодые люди перестают читать художественную литературу?

- Маленькие дети вроде бы читают много: согласно международному исследованию PIRLS, проверяющему навыки чтения учеников начальной школы, российские дети стабильно занимают высокие места. Читать книги перестают в средней школе, переходя на чтение в интернете, общаясь в социальных сетях и путешествуя по сайтам. Но это другой тип чтения и обращения с текстами. Пишут тоже немало, комментируя в блогах, общаясь на форумах. Но чтение литературы, в особенности классической, сходит на нет.

- А нужна ли современному человеку классическая литература? Ведь в блогах, на форумах – обсуждается актуальное?

- Чтение в интернете и чтение обычных книг формирует разные читательские навыки. В интернете – это быстрота коротких сообщений, комментариев, скорость поверхностной реакции. Есть и полезные навыки. Человек одолевает большие объемы информации. Но такой "сёрфинг" не способствует умению сконцентрироваться, напротив – рассеивает внимание, приучая ухватить то, что кажется сутью.

Чтобы читать классику и просто хорошие книги, нужны другие привычки. Сетевая жизнь предполагает "клиповое" мышление – фрагментарное, нередко отрывочное. Литературный текст – связный, целостный, он сложно устроен. Чтобы его прочитать и понять, надо не торопиться, а думать, возвращаться к прочитанному, сравнивать, вспоминать. Иногда полезно отвлечься и "выйти" за пределы конкретного произведения, чтобы осознать, почему текст написан именно так, каковы его законы. Отнестись к нему, как к живому организму речи, существующему в историко-культурном контексте. Маленьким читателям на первых порах нужна помощь и взрослые руководители, которые дадут и правильную книжку, и объяснят, что и как, а заодно покажут, насколько чтение занимательно и необходимо. Как писал Марсель Пруст в эссе "О чтении": "Нет, быть может, дней в нашем детстве, прожитых с такой полнотой, как те, когда мы словно бы и не жили, – это дни, проведённые с любимой книгой..."

Без чтения классических произведений современные люди, не имеющие читательской культуры, легко уязвимы. Непрочитанность целого пласта книг, а многие надо "прожить" в детстве, чревата тем, что взрослые люди разных поколений и социальных групп перестают понимать друг друга. Нет общего языка и культурного опыта. А это опасно.

- Могут ли "списки книг, которые должен прочитать каждый", вернуть чтению его роль в жизни школьника?

- Думаю, методы нужны другие. Медиа и крупные издательства используют рейтинги и списки и в просветительских, и в коммерческих целях. Нам предъявляют "100 лучших книг", "100 бестселлеров XX века" в разных комбинациях. Издательствам это нужно для привлечения дополнительного интереса. Вероятно, они знают, что делают, и интерес к книгам это действительно может повысить.

Однако идея создания такого списка в России, да еще как правительственная директива – небезобидна. Придется учесть и формат итогового экзамена. Мне непонятно, как этот список будет соотноситься с ЕГЭ? Если "100 книг" совпадут со школьной программой по литературе, то зачем они? Если нет – как "встроится" в эту систему выпускное сочинение по произведениям из этого списка? Как будет перестраиваться школьный книжный рынок под этот проект – пособия, учебники и прочие атрибуты – нетрудно представить.

- Есть ли способ вернуть подросткам интерес к чтению?

- Проблема эта семейная и школьная одновременно. С ребенком из дома, где не читают, учителю очень непросто. Но и в школе, как мы знаем, можно отучить от книги. Безусловно, среди учителей встречаются "звезды", но "волшебство" происходит редко. В массе своей учителя не могут справиться с мощной интернет-конкуренцией. Показать актуальность классики, заразительность языка – на такие тонкие вещи способен не каждый. Результаты обучения порой удручают. Я вижу по студентам-гуманитариям: даже у эрудированных есть трудности понимания. Яркий пример: совсем пропало ощущение смешного в текстах. Способность воспринимать юмор, иронию - лакмусовая бумага, проверка читательского "здоровья". Мы, к примеру, читаем на лекциях отрывки из Ильфа и Петрова или Диккенса – серьезно и с недоумением слушают даже те пассажи, которые откровенно провоцируют смех...

Чтобы помочь учителям-словесникам, Вышка открыла магистерскую программу "Филологическая герменевтика школьной словесности". Мне кажется, учителей надо серьезно "лечить" и не в последнюю очередь заново учить читать, понимать и объяснять текст. Герменевтика – наука о толковании. Но для учителей – это не просто наука, но и искусство, во многом утраченное. Его по мере сил будем возвращать.