Пассажирские перевозки: история с продолжением

Рубрика: Транспорт

26 Февраля

Пассажирские перевозки в Тольятти являются центром общественного внимания уже больше года. Причина – изменения в маршрутной сети и условиях работы участников рынка. С момента внедрения новых правил и маршрутной сети с 1 января 2015 вокруг «маршруток» и муниципального транспорта наросло немало разнообразной (порой противоречивой) информации. Вот и недавно решение апелляционной коллегии арбитражного суда Самарской области вызвало очередной виток споров: должны ли не муниципальные предприятия принимать к оплате социальные карты, которыми пользуются некоторые льготные категории тольяттинцев – пенсионеры, студенты, учащиеся и т. п.

Пассажирские перевозки: история с продолжением

Издалека

Нормализацией пассажирских перевозок мэр города Сергей Андреев пообещал заняться практически сразу после своего избрания на пост. И слова с делом не разошлись: в 2014 году мэрия заказала разработку концепции развития улично-дорожной сети с учетом развития городского пассажирского транспорта. Конкурс на ее разработку выиграло ЗАО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры» из Санкт-Петербурга.

По состоянию на третий квартал 2014 года пассажирские перевозки по 123 внутримуниципальным маршрутам осуществляли два муниципальных предприятия – Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие № 3 и Тольяттинское троллейбусное управление, а также 22 частных перевозчика.

Учёные из Санкт-Петербурга предложили сократить дублирующие маршруты и частично пересмотреть уже существующие, чтобы обеспечить транспортную доступность вновь появившихся объектов, таких, например, как технопарк «Жигулёвская долина».

Извещение о проведении конкурса было опубликовано на сайте мэрии Тольятти 30 октября 2014 года. Заявки на участие принимались с 12 ноября до 12 декабря, итоги конкурса подвели 15 декабря 2014 года. По результатам конкурса департамент дорожного хозяйства и транспорта мэрии Тольятти заключил договоры об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам с победителями конкурса на срок с 1 января 2015 года по 31 декабря 2019 года. Всего было сформировано 13 лотов, в самый крупный из них включено 37 маршрутов, для осуществления которых требуется 198 автобусов большой вместимости. Остальные 12 лотов значительно меньше: из двух-пяти маршрутов каждый.

Нарушения есть или нет?

Реформа пассажирских перевозок не шла гладка, причём попытки оспорить условия были уже на этапе проведения конкурса. Альтернативные перевозчики обратились в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (УФАС) ещё в ноябре 2014 года, усмотрев в условиях, предусмотренных мэрией, нарушение антимонопольного законодательства в части ограничения конкуренции. В 2014 году УФАС таких нарушений не усмотрел.

Но в мае 2015 года надзорное ведомство по жалобе альтернативных перевозчиков вновь рассматривает условия конкурса и выносит решение: нарушения антимонопольного законодательства есть, мэрии предписано их устранить.

Муниципалитет с претензией УФАС не согласился и отправился в суд.

Суть претензий

Не муниципальные перевозчики суть своих претензий озвучивали неоднократно как на совещаниях в мэрии, так и на пресс-конференциях.

Во-первых, они недовольны тем, что мэрия установила для них единый тариф наравне с муниципальными предприятиями, осуществляющими пассажирские перевозки. Во-вторых, их очень сильно смутила необходимость возить льготников по социальным картам.

Вопрос о льготниках – самый острый, причём не для альтернативных перевозчиков, а для самих льготников. Мэрию буквально захлестнул поток жалоб на грубость водителей, отказ в приёме к оплате социальных карт и т. п. Как сообщил пресс-центр муниципалитета, в 2015 году в мэрию поступило 5677 жалоб. «Перевозчиками были уволены 31 водитель, еще 27 получили выговоры, без очередной премии осталось 20 работников, а 16 недобросовестный водителей временно отстранили от работы. Под другие дисциплинарные взысканиям попали еще 37 человек» – говорится в пресс-релизе. Впрочем, тольяттинцы сомневаются в эффективности мер, предпринимаемых мэрией и перевозчиками: жалоб на работу транспорта на муниципальном портале «Открытый город» (open.tgl.ru) по-прежнему хватает.

Что решил суд

На данный момент существует два судебных решения по иску мэрии города относительно предписания УФАС. Одно вынес арбитражный суд в декабре прошлого года. В нём, в частности, было указано, что устанавливать тарифы муниципалитет имеет право только для муниципальных предприятий и организаций. В остальном же тарифообразование, если это предусмотрено законом, прерогатива субъекта федерации, то есть областных властей. Областные же власти в данный момент регулируют стоимость пригородных, межмуниципальных и межобластных перевозок. Так что тольяттинские не муниципальные перевозчики вправе устанавливать свои цены. Что они благополучно и сделали с 1 января 2016 года. Горожане обратились с жалобами в прокуратуру и УФАС, но об итогах проверок этих ведомств пока ничего неизвестно.

Относительно льготников всё не так просто.

Дословно

Ниже мы приведём часть текста из решения суда апелляционной инстанции самарского арбитражного суда.

«В соответствии с частью 1 статьи 784, частью 1 статьи 786, частью 1 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 37 Федерального закона от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» обеспечение приема оплаты проезда в безналичном порядке при перевозке пассажиров является правом как исполнителя услуг (перевозчика), так и потребителя услуг (пассажира), но не обязанностью субъектов договора перевозки.

Потребитель услуг (пассажир) вправе самостоятельно определять форму оплаты проезда и вид транспорта, осуществляющего перевозки по регулярному маршруту (муниципальный или транспорт хозяйствующих субъектов частной формы собственности).

Обеспечение приема оплаты проезда в безналичном порядке при перевозке пассажиров и заключение договора присоединения к системе является правом исполнителя услуг, то есть, Перевозчика».

Позиция мэрии

Все перевозчики, работающие на городских маршрутах общественного транспорта, обязаны осуществлять перевозку льготных категорий граждан. Вне зависимости от того, относится транспортное средство к муниципальному АТП, либо частной компании, условия договора, заключенного муниципалитетом с перевозчиком в двустороннем порядке, обязаны выполнять все.

На сегодняшний день в Тольятти сложилась ситуация, когда ряд транспортных компаний считает, что их права были ущемлены пунктом договора, требующим осуществлять перевозку льготных категорий граждан, вследствие чего несколько компаний подали жалобу в УФАС. Мэрия Тольятти, в свою очередь, подала иск в суд.

В декабре 2015 Арбитражный суд Самарской области встал на сторону мэрии, признав право социальных групп пользоваться услугами коммерческих перевозчиков, которые работают на внутримуниципальных маршрутах.

16 февраля 2016 года Арбитражный апелляционный суд Самары поддержал позицию УФАС. Несмотря на это, позиция мэрии Тольятти остается неизменной, кроме того, никто не снимал с перевозчиков обязанности перевозки льготных категорий пассажиров, так как договор между компаниями и мэрией продолжает действовать.

Стоит отметить, что право работать на городских маршрутах все транспортные компании – и муниципальные и частные, получили в результате конкурса. И если бы конкурс выиграли только частные перевозчики, то при удовлетворении их позиции тольяттинцы вообще бы могли лишиться права пользования льготами, что является нарушением закона. Именно поэтому мэрия Тольятти продолжит отстаивать свою позицию в суде высшей инстанции.

В настоящее время готовится кассационная жалоба и в ближайшее время документы будут переданы в суд.