Рубрика: Бизнес и деньги, Дом и офис, Недвижимость
20 Февраля
Предыдущая публикация («Презент» №15 от 13.02.2017 г.) о новых методах расчёта коммунальных ресурсов, идущих на общедомовые нужды, вызвала широкий поток откликов. Наряду с благодарностями – люди наконец-то поняли, откуда и на основании чего взялись начисления по ОДН в их квитанциях – были и вопросы. Ответы на некоторые из них мы дадим в этом материале.
Перемножил – не сходится
Один из распространённых вопросов: «Я умножил цифру норматива, которую вы написали в табличке, на площадь своей квартиры, а получилось число, которое не совпадает с тем, что в квитанции. Почему?».
Видимо, потому, что множители неправильные. Норматив установлен на общедомовые «квадраты», а не на те, что у вас в квартире. Поэтому считать надо иначе. Поясню на примере.
В моём доме – 14-этажка, 1 подъезд, 2 лифта – общая площадь всех жилых и нежилых помещений составляет 6 347 квадратных метров. Из них площадь квартир – 5014 «квадратов», а площадь место общего пользования, которая подлежит учёту при подсчёте электроэнергии на ОДН – 1332,5 кв.м.
Дальше «считалка» простая. 1332,5 (площадь МОП для расчёта потребления энергии на ОДН)*7,42 (это норматив для домов с двумя лифтами в подъезде)/5014 (площадь жилых помещений)=1,9716727 кВт*ч/м2. Вот это полученное число и надо умножать на площадь своей квартиры, чтобы проверить, сколько кВт*ч насчитали вам за ОДН.
Кому писать?!
Этот вопрос лидер по популярности: «Кому писать, чтобы ОДН начисляли как раньше? Мэру Андрееву, губернатору Меркушкину, премьер-министру Медведеву или сразу президенту Путину?».
Честный ответ: мы не знаем.
14 февраля под давлением возмущённой общественности Минстрой опубликовал письмо с разъяснениями по поводу ОДН. Там, в частности, сказано следующее: «при первоначальном включении в жилищную услугу общедомовых расходов коммунальных ресурсов их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. При этом, если фактический размер расходов меньше размера норматива и расчет осуществляется по показаниям общедомового прибора учета, то возможно начисление по фактическому объему потребления (выделено мной – Ред.). В этом случае, плата рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме».
Остаётся выяснить один существенный нюанс: какой правовой статус и юридическую силу имеет ПИСЬМО Минстроя? И достаточно ли этого письма, чтобы управляющие компании взяли под козырёк и вернули всё «как было»? И можно ли это сделать, не нарушая положений ПОСТАНОВЛЕНИЯ правительства, правовой и юридический статус которого как раз определён?
Мы честно говорим: у нас нет ответа. Как и многих опрошенных редакцией юристов.
Что делать?
Этот вопрос следует сразу после вопроса «кому писать?». Люди волнуются, не понимают, как быть.
Порадовать не можем: мы не знаем, что делать. Очевидно, нужен какой-то прецедент, чтобы сдвинуть рассмотрение вопроса с мёртвой точки. Что это будет – непонятно. Совсем.
На минувшей неделе несколько домов Центрального района провели общее собрание собственников и приняли решение считать ОДН как было: по показаниям общедомовых приборов учёта. Решение собрания, как и положено по закону, направлено в управляющую компанию и в органы государственного жилищного надзора. Что будет в итоге? Попробуем спрогнозировать.
Вариант первый: управляющая компания выполняет решение собрания. Собственники радуются, танцуют и поют.
Вариант второй: управляющая компания не признаёт решение собрания – ведь есть постановление правительства, где чёрным по белому написано «считать по нормативу». Дальше, очевидно, дело переместится в суд, где каждая из сторон будет доказывать свою правоту. Как долго всё будет тянуться – никому неизвестно. Прецеденты тяжб между УК и собственниками, тянущиеся годами, имеются.
Нотка оптимизма
При всей неопределённости немного радует то, что в высоких министерских кабинетах проблему заметили и даже начали пытаться её решать (путь неуклюже, но всё-таки). Значит, есть надежда, что где-то что-то щёлкнет и наступит ясность. Какой бы они ни была...
Дмитрий Шатунов
Норматив потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды
Категория жилых помещений |
Единица измерения |
Этажность |
Норматив потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения |
Норматив потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения |
Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением |
куб. метр в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общедомового имущества |
от 1 до 5 |
0,045 |
0,045 |
от 6 до 9 |
0,032 |
0,032 |
||
от 10 до 16 |
0,030 |
0,030 |
||
более 16 |
0,023 |
0,023 |
||
Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением |
куб. метр в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общедомового имущества |
от 1 до 5 |
0,045 |
- |
от 6 до 9 |
0,032 |
- |
||
от 10 до 16 |
0,030 |
- |
||
более 16 |
0,023 |
- |
Источник данных: министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, приказ от 27 мая 2013 года №89 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды» (с изменениями на 26 ноября 2015 года)