А за лифт всё равно плати

Рубрика: Бизнес и деньги, Дом и офис, Быт, Недвижимость

19 Июня

Жильцы дома не освобождаются от оплаты за содержание общего имущества, например, лифта, если они им не пользуются, поясняет пленум Верховного суда РФ, посвященный судебным спорам по оплате коммунальных услуг.

А за лифт всё равно плати

А за лифт всё равно плати

«Наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например, лифтом. Отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества», – отмечается в документе.

«Под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг», – поясняет суд.

Неустойку оплатите

Верховный суд разрешил требовать с управляющих компаний неустойку за перебои со светом и теплом.

Пленум Верховного суда готовит пояснения по спорам вокруг коммунальной платы. Одно из важных разъяснений: граждане вправе требовать неустойку и даже компенсацию морального вреда за низкое напряжение в розетках, перебои с водой, недостаток тепла в батареях и в целом плохую работу УК.

13 июня пленум Верховного суда России обсудил проект постановления о некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения.

Как подчеркнул судья Верховного суда России Игорь Юрьев, за последние шесть лет количество исков по «коммуналке» и квартплате выросло больше чем в два раза – с 1,9 миллиона в 2010 году до 4 миллионов в 2016. Причем количество таких споров неуклонно растет и составляет около 24,6% от общего числа гражданских дел.

Между тем Жилищный кодекс сильно изменился с момента своего вступления в силу в марте 2005 года, к нему принята масса поправок и подзаконных актов. Поэтому на практике возникает огромное количество споров, в которых подчас не могут разобраться даже опытные юристы. Поэтому и потребовались большие разъяснения Верховного суда страны. Они станут ориентиром.

Заместитель Генпрокурора РФ Леонид Коржинек уточнил, что сейчас совокупная сумма коммунальной задолженности по стране составляет порядка 300 миллиардов рублей. В прошлом году суды рассмотрели такого рода дел на сумму более 80 миллиардов рублей. Так что если брать в целом, то на кону большие деньги.

Как сказано в проекте постановления, в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от виновных возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа. Например, требовать компенсаций можно, если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством. Перебои с водой, теплом и т.п., превышающие допустимые нормы, тоже повод потребовать деньги.

При этом документ разрешает принимать любые доказательства, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом, того, что воды или света в доме не было. Лучший вариант, конечно, составить акт. Для этого надо пригласить представителей управляющей компании. Но если представители УК по каким-то причинам не хотят составлять документ, зафиксировать проблемы можно иначе. Как поясняет проект постановления, допустимы видеозаписи, показания свидетелей, заключения экспертов.

«Отсутствие вины в оказании услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, доказывается исполнителем коммунальных услуг», – говорится в проекте. Это значит, что жильцы не должны доказывать вину УК. Для обиды достаточно самого факта, что слишком долго пришлось сидеть без света. А если управляющие компании не согласны повиниться, то должны доказать, что они ни при чем.

Зато и жильцы должны вовремя платить, когда все в порядке. Это бесспорно. Как поясняет проект, внесение платы за коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности).

«Названные лица несут солидарную с нанимателем ответственность за невыполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги», – говорится в проекте. То есть родня не сможет спрятаться за спиной главы семейства, если тот должник. Вместе живут – вместе и платить.

Однако к неплательщикам нельзя применять излишне строгие меры. Например, как сказано в проекте, жильцов не могут лишать воды, света и тепла за несоразмерные такой мере долги. Само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги. Нужны какие-то еще основания, и причины должны быть вескими. Но если такое решение все же принято, то жильца обязаны предупредить о скором отключении.

«Предоставление коммунальной услуги может быть приостановлено или ограничено только после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника, в сроки и в порядке, установленные правительством РФ», – говорится в проекте.

К тому же отключение коммунальных услуг должнику не должно нести негативных последствий для других жильцов. Поэтому управдомам следует все тщательно взвесить, прежде чем отключать свет и тепло.

Под усиленный контроль

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень по итогам прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным поручил усилить контроль за управляющими компаниями в части соблюдения лицензионных требований, качества и сервиса предоставляемых услуг.

Мень напомнил, что принятие закона о лицензировании управляющих компаний дало результат.

«Очистка рынка от недобросовестных УК реализуется в полном объеме, за период 2015-2017 было проведено более 537 тысяч проверок работы управляющих компаний. По поручению президента вверяются стандарты сервиса УК, что даст потребителям новое качество жилищно-коммунальных услуг. Важно, чтобы услуги оказывались управляющей организацией в соответствии с требованиями жителей. Именно поэтому нашей задачей становится установление на законодательном уровне минимального перечня сервисов, которые должна оказывать управляющая организация потребителям», – отметил министр.

Глава Минстроя поручил своему заместителю, главному госжилинспектору Андрею Чибису взять эти вопросы на особый контроль и тщательно проработать их с региональными ГЖИ.

«Перед регионами поставлена задача обратить особое внимание на качество сервиса управляющих компаний. Управляющие компании должны четко выполнять все условия договора управления жильем, а также соблюдать требования раскрытия информации и предоставления отчетности. Я призываю всех коллег, работающих в отрасли, сделать качество и открытость своей работы приоритетом номер один», – дополнил Чибис.

В число сервисов, которые станут обязательными требованиями лицензионного контроля, войдут совершенствование работы аварийно-диспетчерской службы в части дозвона в службу (в течение 5 минут), регламент времени локализации аварий, установление требований к внешнему виду работников, внедрение контроля и оценки качества работы аварийно-диспетчерской службы.

Качество – неудовлетворительное

Почти 90% граждан считают, что качество ЖКУ не соответствует их цене, 83% не удовлетворены капитальным ремонтом дома, показал онлайн-опрос Счетной палаты РФ (СП). Эти данные будут использоваться аудиторами в ходе дальнейших проверок в сфере жилищно-коммунального хозяйства. А в Роспотребнадзор в 2016 году поступило 55 тыс. жалоб, связанных с вопросами оказания услуг ЖКХ. Это на 28% больше, чем 2015-м.

Эксперты считают, что у собственников есть все основания быть недовольными. Они не могут воспользоваться своими правами, самостоятельно выбрать управляющую компанию или заменить ее на другую. В пресс-службе Счетной палаты «Известиям» сообщили, что опрос населения о качестве жилищно-коммунальных услуг проводился с февраля по май этого года. Участие в нем приняли 3200 граждан из более чем 60 субъектов РФ.

Выяснилось, что 47% респондентов оценивают качество оказания услуг как неудовлетворительное. Наибольшее число негативных оценок поступило из Архангельской, Брянской, Воронежской, Ивановской, Самарской, Мурманской, Новгородской областей, Приморского и Краснодарского краев, республик Карелии и Коми.

Удовлетворены качеством ЖКУ 44% граждан. Как правило, это жители Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, Забайкальского края, Московской и Ростовской областей, республик Крым и Татарстан.

На отлично качество жилищно-коммунальных услуг оценил только 1% респондентов. При этом 88,9% уверены, что качество ЖКУ не соответствует их цене.

Самая большая беда для жителей многоквартирных домов – внутридомовые инженерные коммуникации. 28,3% респондентов считают, что их нужно отремонтировать в первую очередь. 16,6% заявили о необходимости ремонта крыши, 15,4% – о том, что надо привести в порядок подвалы, а 12,8% беспокоятся о состоянии лифтов.

«Пользователи на 100% правы, и их мнение по поводу состояния домов и качества коммунальных услуг достоверней оценок любых экспертов», – считает директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук РАНХиГС Ирина Ирбитская.

В пресс-службе Счетной палаты «Известиям» пояснили, что данные, полученные в ходе опроса, будут использоваться для проверок сферы ЖКХ. По сути, граждане подсказали аудиторам, на какие проблемы и где нужно обратить внимание в первую очередь.