Революции и революционеры

Рубрика: Культура, Удивительное, События

13 Марта

Взятие Бастилии Когда французская революционная толпа захватывала Бастилию, там содержалось под стражей всего 7 человек.

Революции и революционеры

Ас

Туз по-английски называется «ace», что, в свою очередь, происходит от старофранцузского слова «as» со значением «единица». Исторически туз в игральной колоде имел самое низшее значение и обозначался знаком 1, однако со временем он, наоборот, стал доминирующей картой. А в таких играх, как покер или блек-джек, игрок сам может выбирать значение туза – как самое старшее или как единицу. Большое влияние на продвижение туза вверх оказала французская революция – он стал символизировать главенство обычного человека над королями. Помимо карт, слово «ас» стало применяться и к людям, достигшим высшей степени мастерства в своей профессии.

Новый календарь

После свершения Великой французской революции в 1793 году Национальный конвент провёл реформу календаря и единиц измерения времени. Год был разделён на 12 месяцев строго по 30 дней каждый, а месяц состоял из 3 декад по 10 дней, из которых для госслужащих только один день был выходным. Оставшиеся 5 или 6 дней в году, так называемые санкюлотиды, не относились ни к одному месяцу. День по новым правилам делился на 10 часов, час – на 100 минут, а минута – на 100 секунд, и, таким образом, каждая новая секунда соответствовала 0,864 старой секунды. С 1 января 1806 года Наполеон отменил эту систему и вернул привычный нам календарь.

Толстой и Ганди

В 1908 году Лев Толстой получил письмо от индийского революционного деятеля Таракната Даса, ищущего поддержки идее независимости Индии. В ответ Толстой написал «Письмо к индусу», опубликованное в журнале Free Hindustan, в котором высказал мнение, что обретение независимости от Англии возможно только ненасильственными методами. Идеи непротивления злу насилием, изложенные в этой работе и в другой статье писателя «Царство Божие внутри вас», оказали сильное влияние на молодого Махатму Ганди, который впоследствии возглавил националистическое движение Индии и добился её мирного отделения от Англии в 1947 году.

Буддистское непротивление

К началу 20 века в Монголии насчитывалось свыше 700 монастырей, где жили около 100 тысяч монахов. Это составляло треть от общего количества монгольских мужчин. В ряде районов страны монастыри были единственными осёдлыми центрами и выполняли роль городов. После революции 1921 года буддистов начали преследовать, и к концу 1930-х годов все монастыри были закрыты и разрушены, а большинство монахов репрессировано.

Меня – первого!

После одной из лекций о Февральской революции 1917 года российский политик Пётр Струве заявил, что у него лишь одна претензия к Николаю II – излишняя мягкость с революционерами, которых нужно было безжалостно уничтожать. Когда Струве сказали, что в таком случае он и сам должен быть уничтожен, тот, разволновавшись, ответил: «Да, и меня первого! Именно так! Как только какой-нибудь революционер поднимал голову свою – бац! – прикладом по черепу!».

Хунвейбины

1 июня 1966 года после прочтения по радио дацзыбао, сочинённого Не Юаньцзы, преподавателем философии пекинского университета: «Решительно, радикально, целиком и полностью искореним засилье и зловредные замыслы ревизионистов! Уничтожим монстров – ревизионистов хрущёвского толка!» миллионы школьников и студентов организовались в отряды и без труда начали выискивать подлежащих искоренению «монстров и демонов» среди своих преподавателей, университетского руководства, а затем среди местных и городских властей, которые пытались защищать преподавателей. На «классовых врагов» вешали дацзыбао, напяливали шутовской колпак, иногда надевали унизительные лохмотья (чаще на женщин), раскрашивали лица чёрными чернилами, заставляли лаять по-собачьи, им приказывали идти нагнувшись или ползти. Роспуск 26 июля 1966 года учащихся всех школ и университетов на шестимесячные каникулы способствовал разгулу молодёжи и пополнению рядов хунвэйбинов дополнительными 50 миллионами несовершеннолетних учащихся.