Недетские вопросы образования

Рубрика: Дети, Образование, Основное образование

30 Марта

Как распределяются места в детские сады и первые классы школ, сколько малышей могут принять детские дошкольные учреждения, что получают ученики и родители в результате слияния школ и садиков – об этих и других вопросах «Презент» поговорил с руководителем департамента образования Татьяной Терлецкой.

Недетские вопросы образования

Татьяна Леонидовна, какая ситуация складывается с распределением мест в детских садах города?

Мы, конечно, рады, что детей в Тольятти рождается много. Однако темпы строительства новых детских садов ниже темпов роста рождаемости, поэтому невозможно одномоментно решить задачу предоставления мест в детских садах всем, кто обозначил свою потребность. Приоритетной задачей для нас является исполнение указа Президента РФ по обеспечению местами в детских садах детей старше 3-х лет. После выпуска детей 7 лет в школу в детских садах освободится около 6 000 мест, более 3 000 мест будет распределяться для детей старше 3-х лет.

Получается, что с этой возрастной группой проблем нет?

Мы можем обеспечить местами всех детей в возрасте от 3 до 7 лет, однако без гарантии предоставления места для ребёнка в конкретном детском саду, заявленном родителями. Особенно остро стоит вопрос с обеспечением местами в детских садах, расположенных в кварталах-новостройках или приближённых к ним (15, 16, 17, 18, 19, 20 кварталы Автозаводского района, микрорайон Северный Центрального района). Это объясняется недостаточным количеством детских садов и большим количеством детей, проживающих в этих микрорайонах города.

Этот вопрос как-то решается?

Конечно. В рамках муниципальной программы «Дети городского округа Тольятти» в 2014 году выполнена проектно-сметная документация и получено положительное заключение государственной экспертизы на строительство зданий детских садов в 20 квартале Автозаводского района и в микрорайоне Северный Центрального района.

Также в 2014 году в городе создано дополнительно 24 группы (560 мест). Причём 6 групп из этого количества открыто в 19 квартале (детский сад «Веста»).

В 2015 году запланировано открытие ещё 60 дополнительных групп, в том числе за счёт восстановления двух давно не используемых по назначению садов: на бульваре Баумана, 12 и на бульваре Туполева, 18. Таким образом, в общей сложности в садиках города появится более 2 000 дополнительных мест.

Со старшими детьми всё понятно, а что с местами для малышей?

Среди детей младше 3-х лет сохраняется достаточно большая очередь. К 1.09.2015 места в детских садах хотели бы получить более 10 000 человек в возрасте от 9 месяцев до 3 лет. Места предоставить мы сможем примерно половине. Вместе с тем положительная динамика здесь также прослеживается: в 2011 город мог охватить лишь 29% очередников ясельного возраста, а в 2014 – 39%.

Почему?

Площади групп детских садов установлены проектами зданий: при строительстве сразу предусматривалось определённое количество мест для детей раннего и дошкольного возраста (в большинстве проектов: 1/3 от общего количества групп по проекту – для ясельного возраста и 2/3 – для детей старше 3 лет, и далеко не везде можно одно и то же групповое помещение использовать для яслей и дошкольников).

От дошколят давайте перейдём к первоклашкам. Как в этом году прошёл приём в первые классы?

Уже не первый год мы осуществляем приём заявлений через специальную автоматизированную систему. Регламент приёма в школу – как принимать, на каком основании – определяется федеральными законами, им мы и следуем. Родители могут подать заявления через Интернет прямо из дома или прийти в школу, где это им помогут сделать специалисты.

Мест в школах для первоклассников хватает?

Более чем. Мы планируем, что в этом году первоклашек будет свыше 7 000: свыше 6 000 придёт из детсадов и ещё около 1 000 тех, кто или не посещал садик, или приехал из другого города, или живёт в пригороде Тольятти, но хотел бы обучать ребёнка в нашем городе.

А проблема заключается...

… в том, что есть ряд школ, наиболее востребованных у родителей. В них автоматизированный приём заявлений завершился через 10 минут после начала, хотя набирали они 3–5 первых классов.

Как быть тем, кто хотел, но не попал?

Такие родители могут подать заявление в конфликтную комиссию при департаменте образования. В неё входят специалисты департамента, представители городского родительского собрания, депутаты городской думы. Каждое заявление рассматривается индивидуально. На сегодняшний день у нас их более 300. Конфликтная комиссия начнёт работать после 10 августа.

Какое решение она может принять?

Если школа имеет кадры, учебники и кабинеты, мы можем рекомендовать открыть ещё один первый класс. Если родителям не досталось места для будущего первоклассника рядом с домом, комиссия может рекомендовать другую школу из ближайших. И лишь в исключительных ситуациях комиссия может предложить направить ребёнка в школу, в которой классы уже укомплектованы по 25 человек.

В чём причина ажиотажа вокруг востребованных, как вы говорите, школ?

В человеческой психологии. Родители видят, какая школа реализует программы углублённого уровня, с хорошими показателями сдачи ЕГЭ и ГИА. И стараются отдать в неё ребёнка, что называется, с младых ногтей. Мы же всегда говорим, что в начальной школе гораздо важнее личность учителя, его умение расположить к себе детей. На получение углублённых знаний время у ребёнка ещё будет.

Многие родители записывают детей на подготовительные курсы в ту школу, куда хотели бы отдать первоклассника. Это помогает, их возьмут?

Подготовка к школе – это платная образовательная услуга, которую оказывает школа. Цель её – адаптировать детей к условиям школьного обучения. К распределению мест в первых классах она никакого отношения не имеет.

Как обстоит дело с кадрами для начальной школы?

Сейчас лучше, чем пару лет назад. Есть так называемый разрыв поколений: в течение нескольких лет в «началку» было сложно привлечь молодых педагогов, поскольку зарплаты там были низкими. Работали в основном педагоги в возрасте. Сейчас ситуация меняется, и мы комплектуем начальную школу выпускниками социально-педагогического колледжа. Учат в колледже, надо сказать, хорошо. Педпрактику студенты проходят в школах, начиная с первого курса, поэтому школу и детей они знают не понаслышке.

Не так давно вы выступали на комиссии в городской думе, где озвучили планы по объединению некоторых школ. Объединения идут уже не первый год, есть ли от этого положительный эффект?

Укрупнение детских садов... Давайте рассмотрим его на примере детского сада № 200, в котором сейчас 6 корпусов, ранее существовавших как самостоятельные учреждения. Объединение ресурсов позволило решить несколько задач: сад обеспечен узкими специалистами, например, логопедом, который день работает в одном здании, день – в другом и так далее. Это же справедливо и в отношении музыкальных работников, инструкторов по физкультуре. Упростилось комплектование групп для детей с ограниченными возможностями здоровья: в пределах шести зданий это сделать проще, чем в одном.

Что-то получается экономить?

Небольшая экономия получается по фонду оплаты труда (за счёт оптимизации расходов на управление), но объединения и укрупнения предлагаются вовсе не только с целью экономии.

А с какой целью?

Несколько ранее мы говорили о том, что одни школы более востребованы, другие – менее. Наша задача – сделать все школы востребованными, дающими качественное образование. Востребованная школа порой вынуждена вводить вторые смены, в то время как забор в забор с ней стоит другая, с пустыми классами. В сильной школе, как правило, сильный руководитель, который умеет выстроить мотивацию педагогов, следит за реализацией образовательной программы. Другая школа не может реализовать программы углублённого образования, в ней меньше учеников, соответственно – меньше финансирование, меньше возможностей для улучшения материальной базы учреждения. Иногда их практически нет. Основная задача оптимизации – «подтянуть» отстающих.

Объединение коснётся всех?

Не обязательно. Любое объединение должно быть целесообразно, и при этом мы учитываем мнение родителей, педколлектива. Планы реорганизации на текущий год сейчас находятся на рассмотрении комиссии по оценке последствий принятия такого рода решений.

Татьяна Терлецкая
Руководитель департамента образования