Нашла коса на камень

Рубрика: Транспорт, Бизнес и деньги, Финансы, Для общей пользы, Работа

26 Ноября

В начале XX века настоящей грозой московских трамвайных кондукторов был некий, вполне приличный с виду, пожилой человек. Хитрость помогала ему несколько лет совершенно бесплатно ездить в трамваях.

Нашла коса на камень

Каждое утро он садился в трамвай и протягивал кондуктору «катеринку» – так называли в то время сторублёвую купюру. А сумма по тем временам была большая. Достаточно сказать, например, что зарплата земского врача составляла в то время 80 рублей в месяц.

Проезд в московском трамвае стоил 5 копеек, и неудивительно, что ранним утром сдачи у кондукторов не находилось. Услышав стандартный ответ «Сдачи нет», старичок выходил на следующей остановке и садился в следующий трамвай, где снова предъявлял свою заветную сторублёвку. Таким образом он ухитрялся добираться до работы совершенно бесплатно.

Константин Паустовский, известный советский писатель, в молодости работавший кондуктором, вспоминал, что все кондукторы этой линии знали наизусть даже номер этой купюры – 123715. Но поделать с убеждённым безбилетником ничего не могли. Разве что иногда раздражённо говорили: «Предъявите Вашу банкноту номер 123715 и выходите из вагона».

Однажды Паустовский решил проучить безбилетника, который любил кататься, как тогда говорили, «за счёт датского короля». Получив под расписку 100 рублей мелочью, он начал ждать своего старого знакомого. Когда тот вошёл в трамвай и протянул неразменную банкноту, кондуктор неторопливо положил её в сумку и начал отсчитывать сдачу. Когда пассажир получил свои законные 99 рублей и 95 копеек, он пришёл в ярость. Назвав кондуктора заразой, старичок по привычке сошёл на следующей остановке. Ударив несколько раз по вагону массивной тростью, бывший безбилетник пригрозил: «Зараза! Жулик! Я тебе покажу!». Правда, в трамвае его больше не видели.

А вот знаменитая сторублёвая купюра с номером 123715 несколько дней висела в трамвайном парке на доске для приказов, ограждённой проволочной сеткой. Уставшие от проделок безбилетника кондукторы приходили полюбоваться на этот до боли знакомый «трофей».

Кстати, билеты в московских трамваях того времени имели определённый цвет на каждый день недели. Это делалось для борьбы с теми же безбилетниками, чтобы они не могли прокатиться по вчерашнему билету.