Писатель писателю – не друг

Рубрика: Образование, Для общей пользы

4 Декабря

Читатели привыкли искать в биографиях гениальных классиков только добрые примеры для подражания. Но великие писатели и поэты – живые люди, которым тоже свойственны страсти и пороки. В истории русской литературы есть немало историй громких конфликтов, ссор и даже дуэлей, с помощью которых гении отстаивали свои принципы, идеологию, боролись с плагиатом, защищали честь своих женщин и просто выражали творческий протест «неприятным» коллегам по цеху.

Писатель писателю – не друг

Булгаков и Маяковский не сошлись не только в литературном, но и в идеологическом плане. Неприязнь между ними возникла еще до личной встречи.

Футурист Маяковский был «рупором пролетариев», поддерживал большевиков и в определенный период своей жизни был ярым сторонником революции. Он не мог терпеть глубокого и сдержанного Булгакова, не имевшего четких политических взглядов. Когда булгаковская пьеса «Дни Турбиных» была допущена к постановке, Маяковский пришел в бешенство и призывал народ игнорировать спектакли.

Михаилу Афанасьевичу, получившему блестящее образование и успевшему поработать врачом, «дворовый» поэт тоже был чужд и непонятен. Но открытой неприязни он не проявлял и промолчал даже тогда, когда противник безжалостно «разгромил» его в своем сатирическом произведении «Клоп».

В середине 20-х годов два гения впервые увиделись в редакции. Свидетели встречи рассказывали, что ценители меткого словца смотрели друг на друга с вызовом и обменивались безобидными колкостями.

Серьезных конфликтов и ссор в реальной жизни между ними не было, литераторы могли мирно поговорить в общей компании и даже поиграть в бильярд. Для баталий они использовали только литературу и театр.

Иван Сергеевич Тургенев прослыл одним из самых скандальных литераторов своего времени. Он конфликтовал с Некрасовым, Гончаровым и Достоевским, а Толстой даже вызвал писателя на дуэль, которая в итоге так и не состоялась.

Достоевский познакомился с Тургеневым в 1845 году и, как часто бывало у писателя, поначалу проникся большой симпатией к новому знакомому. Проиграв в казино, Федор Михайлович даже занимал у Тургенева крупную сумму, которую смог вернуть только спустя 11 лет.

Однако, под влиянием идейных и философских противоречий дружественные отношения постепенно переросли в антипатию. Федор Михайлович поддерживал идеи монархизма, православия и славянофильства, чего убежденный западник и атеист Тургенев никак не мог принять.

В 1867 году между писателями произошел окончательный разрыв. Тургенев нещадно критиковал труды своего антагониста, считая его выскочкой и хвастуном. Роман «Преступление и наказание» он назвал «продолжительной холерной коликой». А Федор Михайлович тонко отвечал ему в своем творчестве. Например, Тургенев стал прообразом Кармазинова – тщеславного и устаревшего в творческом плане литератора из романа «Бесы».

Нобелевский лауреат Иван Бунин по праву считается одним из самых значимым литераторов своего времени. Однако, существенный вклад в развитие русской прозы не помешали писателю прослыть бесцеремонным и «желчным» эгоистом, не стесняющимся в выражениях. Горького он называл «чудовищным графоманом», Маяковского – «циничным и вредным слугой советского людоедства», а Зинаиду Гиппиус – «необыкновенно противной душонкой».