Мусорная круговерть

Рубрика: Город, Экономика

9 Декабря

В последние две недели тема тарифов на вывоз мусора вновь переместилась в фокус общественного мнения. Сначала появилась информация о том, что Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области разработало проект поправок в приказ о территориальной схеме обращения с ТКО. Одним из пунктов поправок значилось увеличение «мусорного» тарифа на 4% в 2020 году. Общественность всколыхнулась. Дело дошло до губернатора, который пообещал: в 2020 году тариф повышен не будет.

Мусорная круговерть

Об этом Дмитрий Азаров заявил на заседании Самарской губернской думы в среду, 4 декабря.

"Это уже вызвало много вопросов среди жителей области. Министерство из формальной логики действовало правильно, разместило информацию, прогноз, ориентированный на уровне инфляции. Но в условиях, когда мы не подвели итоги по тарифному регулированию первого года работы, говорить о повышении тарифов преждевременно. Оснований для этого разговора – обстоятельного, вдумчивого – нет. Таким образом, в 2020 году не будет повышения тарифа", – заявил губернатор.

С чего начался сыр-бор? С того самого проекта поправок в приказ, о котором шла речь выше. Кроме всего прочего, МинЖКХ прописало в нём прогноз повышения платы за мусор вплоть до 2027 года – до конца действия соглашения с региональным мусорным оператором ООО «ЭкоСтройРесурс».

Так, по расчетам МинЖКХ, в 2020 году единый тариф регоператора на услуги по вывозу ТКО может составить 618,57 руб/куб. м против нынешних 598,16 рублей за куб, а к 2027 году вырасти до 877,75 руб./ куб.м. В министерстве заявили, что свои расчеты они делали с учетом прогноза социально-экономического развития РФ, а также расходов, необходимых на строительство, реконструкцию и выведение из эксплуатации объектов обработки, обезвреживания и захоронения отходов.

Напомним, с этого года за мусор в Самарской области отвечает единый регоператор – ООО «ЭкоСтройРесурс». Компания получила от региональных властей девятилетний госконтракт на 54,5 млрд. рублей. Приход единого регоператора ознаменовался резким повышением тарифов на мусор, что вызвало возмущение жителей области и череду судебных разбирательств вокруг платы за ТКО.

Первоначально приказом МинЖКХ предполагалось, что будет установлена подушевая схема оплаты вывоза и утилизации ТБО. По мнению чиновников, тариф должен был составить примерно 117 рублей с человека в месяц. Реакция общественности была моментальной. Дело в том, что данная схема предполагала кратное увеличение платежной нагрузки на малообеспеченные и многодетные семьи, живущие в небольших квартирах. Владельцы больших квартир (а это люди с доходом выше среднего), стали бы платить меньше.

Такая социальная несправедливость возмутила население. Митинги и пикеты с требованием пересмотреть тарифы проходили регулярно. Приемную губернатора завалили жалобами. Представители региональной «Ассоциации домовладельцев жилья» обратились к президенту России Владимиру Путину, председателю Госдумы Вячеславу Володину с петицией, в которой просили повлиять на местные власти.

В итоге для Самары, Тольятти, Сызрани, Жигулевска, Кинеля, Новокуйбышевска, Отрадного, Похвистнево и Чапаевска платеж стал рассчитываться, исходя из площади жилья. Норматив установили в размере 0,091 куб. м / 1 кв. м. Для остальных остался подушевой расчет, как и предполагалось изначально. Данной ситуацией, как и самими тарифами, остались недовольны все.

В апреле этого года в Самарском областном суде зарегистрировали два иска, в которых утверждалось, что тарифы были установлены необоснованно и заявлялось требование признать приказ МинЖКХ недействительным. 11 апреля иск подала Вера Романюк, председатель «Ассоциации владельцев жилья Самарской области», 24 апреля – Алексей Краснов и Михаил Матвеев, депутаты губернской думы. 7 мая по решению суда дела объединили в одно. Ответчиком по делу выступало Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области, а в качестве третьих лиц привлечены Департамент ценового и тарифного регулирования и региональный оператор «ЭкоСтройРесурс».

По мнению истцов, представленное регоператором министерству ЖКХ экономическое обоснование имеет значительные ошибки, которые привели к увеличению тарифа. В частности, речь шла о заявленном количестве работников, оплате аренды помещения, оплаты расчетных касс, транспортной составляющей. Также при определении тарифа в качестве основы расчета были взяты недействующие нормативно-правовые акты. В июне суд дважды отменял заседания, а в июле назначил независимую экспертизу обоснования тарифа. Она длилась три месяца. И только 27 сентября состоялось судебное заседание, была заслушана сторона ответчика и выводы независимых экспертов.

Как итог: суд признал доводы государственного обвинения достаточно вескими и постановил удовлетворить заявления истцов в полном объеме. То есть отменить приказ министерства энергетики и ЖКХ Самарской области. Правда, недействительным он станет только с момента вступления в силу постановления суда. А вот с этим возникла проблема. Дело в том, что региональный оператор не согласился с решением и оспорил его в вышестоящей судебной инстанции. На что имеет законное право. Ну а пока идёт судебное разбирательство – платим по действующему тарифу.

Отметим, что решение суда об отмене тарифа привело к юридическому казусу, который пока не проявился в полную силу. Дело в том, что за вывоз мусора платим не только мы, рядовые граждане, но и муниципалитет и его подразделения и подведомственные организации: детсады, школы, библиотеки и т. д. И для того, чтобы оплачивать вывоз мусора этими учреждениями, администрация города должна предусмотреть в бюджете определённые средства. А как можно их предусмотреть, если непонятно, каков тариф? Судя по информации МинЖКХ, обсуждение поправок в схему обращения с ТКО продлится до 26 декабря. Даже в том благоприятном случае, если приказ о новых тарифах появится сразу после обсуждения, 27 декабря, у городской администрации будет очень мало времени, чтобы внести поправки в бюджет и вынести их на суд депутатов городской думы. Не исключено, что принимать решение о судьбе главного финансового документа города думе Тольятти придётся в буквальном смысле под бой курантов.

Ещё один факт относительно мусорных дел, который прошёл не слишком заметным для общественности. 22 ноября МинЖКХ выпустило Акт проверки соблюдения регоператором условий соглашения, которое заключили с «ЭкоСтройРесурсом» областные власти в ноябре 2018 года. Из акта следует, что не всё так радужно, как хотелось бы.

Так, например, в ходе проверки выяснилось, что регоператор заключил договоры по обращению с ТКО отнюдь не со всеми физическими и юридическими лицами. Так, в первом полугодии 2019 года такими договорами были охвачены 84,9% юрлиц и 34,5% физлиц. То бишь из 3,2 млн жителей области договор с регоператором есть лишь у 1,1 млн.

Идём дальше. Из 727 транспортных средств, задействованных в перевозке мусора, 32 не имеют оборудования ГЛОНАСС. А должны – на это указывает специальное постановление правительства РФ. «Кроме того, по оснащённым системой навигации ГЛОНАСС транспортным средствам, не предоставлены отчёты, выгружаемые из аппаратуры спутниковой навигации» – указано в акте проверки.

Проверяющие также выявили наличие задолженности у регоператора перед субподрядчиками. Что является нарушением постановления правительства РФ.

В общем, в многостраничном акте проверки указано достаточное количество нарушений. Регоператор с результатом проверки не согласился и пообещал предоставить объяснения в течение 30 календарных дней с момента составления акта. Будем ждать.