Как Васнецов «Богатырей» писал

Рубрика: Отдых, досуг, праздники, Для общей пользы, Образование

22 Января

Над своей знаменитой картиной "Богатыри" Виктор Михайлович Васнецов работал более 20 лет. Сама идея появилась у художника в 1876 году в Париже, где он был в гостях у другого известного русского живописца Василия Дмитриевича Поленова. А завершилась работа только 23 апреля 1898 года.

Как Васнецов «Богатырей» писал

Картина была сразу же приобретена известным московским купцом и меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым, который давно мечтал поместить ее в своей картинной галерее.

Полотно имеет внушительные размеры - 295х446 см. Васнецов изобразил на нем трёх главных героев русских былин: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича.

Исследователи считают, что Илья Муромец был не только персонажем былин, но и реальным человеком. В Киево-Печерской лавре покоятся мощи Ильи Печерского, который в 1643 году был причислен православной церковью к лику святых. Его рост составлял около 180 сантиметров, для того времени это было редкостью. Как известно из былин, Илья Муромец был крестьянским сыном. Интересно, что и позировал художнику в образе Ильи крестьянин. Это был уроженец Владимирской губернии Иван Петров, который приехал в Москву работать извозчиком. В Москве его и заметил художник, уговорив позировать. Сам Виктор Михайлович Васнецов так описывал эту встречу: «Иду по набережной около Крымского моста и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья». Внешний вид Петрова, действительно, излучал огромную физическую силу и, вместе с тем, добродушие. Кстати, некоторые искусствоведы считают, что Иван Петров был не извозчиком из Владимирской губернии, а кузнецом в подмосковном Абрамцево.

А вот в образе Добрыни Никитича явно можно заметить сходство с самим Васнецовым. Согласно летописям, богатырь по имени Добрыня состоял на службе у князя Владимира Красное Солнышко, и даже доводился ему родным дядей, братом матери. Многие современники упрекали Васнецова в том, что он изобразил на полотне Добрыню Никитича с образе зрелого мужчины, в то время, как в летописях его называют "млад".

Васнецов часто бывал в Абрамцево - имении московского купца и мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Однажды он заметил, что тринадцатилетний сын Мамонтова Андрей мог бы стать отличным натурщиком для изображения Алеши Поповича. С него он и писал младшего из богатырей.

Работал над полотном Васнецов долго, что доставляло ему множество хлопот, огромный холст приходилось перевозить за собой из Москвы в Киев, где художник расписывал Владимирский собор, а летом брать с собой на дачу.

Картина Васнецова представляет собой некую аллегорию, собирательный образ защитников Земли Русской. Ведь если Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович и существовали в действительности, то жили в разное время, поэтому "встретиться" эти богатыри могли лишь на картине Виктора Михайловича Васнецова.

Во время работы над картиной Васнецов тщательно изучал обмундирование и вооружение богатырей, читал много исторических документов. Ему даже удалось получить разрешение на то, чтобы использовать для работы экспонаты Исторического музея, которые хранились в запасниках.

Сохранилось письмо Васнецова к П. П Чистякову, написанное в 1882 году, в котором автор сообщал, что хотел бы подготовить свою картину "Богатыри" к Всероссийской художественно-промышленной выставке, которая открылась в Москве в июле того года. Но считает картину незавершенной, и даже выражал сомнение, успеет ли он закончить работу. Как оказалось, на окончательную подготовку ушло еще 16 лет. Возможно, сам автор продолжал бы работать над ней и дальше, но, однажды в мастерскую к Васнецову зашел Петр Михайлович Третьяков и заявил, что ему картина кажется уже абсолютно готовой, а в любой работе главное - вовремя остановиться.