Ваше право

Рубрика: Бизнес и деньги

12 Февраля

Девиз «Покупатель всегда прав» очень часто, увы, остаётся только девизом. И потребитель не знает, куда ему обратиться в случае чего.

Ваше право

О том, имеют ли претензии покупателя правовую основу, осведомлён не каждый. Отдел защиты прав потребителей Департамента потребительского рынка и предпринимательства мэрии Тольятти приводит ответы на наиболее часто задаваемые гражданами вопросы.

 Решили перестроить и утеплить свой дачный домик. После окончания работ выяснилось, что есть недостатки и недоделки. Просим фирму доделать или вернуть деньги. Наши требования игнорируются. Как доказывать свою правоту?

– Обязательно нужно заключать договор с приложенной подробной сметой и графиком поэтапной оплаты работы, что позволит вам на любом этапе, если потребуется, расторгнуть договор и не оплачивать заранее всю стоимость договора сразу же при его заключении. После каждого этапа работ составляется отдельный акт приёма-сдачи части сделанных работ.

В вашем случае необходимо в 2-х экземплярах составить письменное заявление в адрес фирмы с требованием и напоминанием, что ответ должен быть дан в письменном виде в течение 10 дней. В заявлении также требуйте проведения независимой экспертизы за счёт фирмы. При получении отказа надо незамедлительно обратиться к мировому судье. В нашем отделе вам будет оказано содействие в составлении проекта искового заявления.

Электроснабжающая организация требует от нас, владельцев неприватизированных квартир, чтобы мы заменили неисправные счётчики на лестничной площадке за свои деньги. Правомерно ли это требование? Насколько я знаю, в договоре о такой обязанности жильцов ничего не сказано.

– Согласно п. 2 ст. 543 ГК РФ замену электросчётчика (не важно, лестничного или квартирного) должна производить энергоснабжающая организация. А вот кто за это будет платить, зависит от формы собственности на занимаемое помещение.

В частных домах, жилищно-строительных кооперативах (ЖСК) и приватизированных квартирах счётчики принадлежат жильцам. Согласно ст. 210 ГК РФ «собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором». То есть покупка и установка прибора учёта электроэнергии производится за счёт владельца.

Совсем другое дело – счётчики в квартирах, находящихся в муниципальной собственности, а также установленные на лестничных площадках (вне зависимости от формы собственности квартиры). Они состоят на балансе обслуживающей организации ( ЖЭУ, РЭУ, ТСЖ). Оплачивая коммунальные услуги, жилец одновременно платит за содержание внутридомовых коммуникаций. К ним, в частности, относятся квартирные электрощиты на лестничных площадках. Поэтому в данном случае вы имеете полное право требовать, чтобы замену счётчиков оплатила организация, на балансе которой находится дом.

Во время ремонта санузла мастера разбили плитку и откололи кусок от ванны. Что мы можем потребовать от них в этой связи?

– Такая ситуация предусмотрена ст. 29 Закона «О защите прав потребителей». В соответствии с ней вы имеете право требовать, чтобы мастера возместили причинённый ущерб. А каким образом – решайте сами.

Во-первых, можно потребовать, чтобы нерадивые работники устранили недостатки за свой счёт. То есть купили новую плитку и заменили испорченную ванну, оплатив её доставку и установку.

Во-вторых, вы вправе получить компенсацию всех затрат, которые понадобятся для устранения недостатков. Этот вариант предпочтительнее, если вы видите, что мастера будут исправлять свою оплошность слишком долго или вы вообще потеряли к ним доверие. Подсчитайте, во что вам обойдётся новая плитка, покупка, доставка и установка ванной, и потребуйте эту сумму с провинившихся ремонтников.

Если они не готовы расплатится наличными, есть третий выход: требуйте уменьшения стоимости услуг на сумму причинённого ущерба.

Подскажите, пожалуйста, можно ли примерять купальник в магазине?

– К сожалению, законодательством этот вопрос не урегулирован. В правилах продажи товаров прямо сказано, что продавец обязан обеспечить возможность примерки верхней одежды. Однако в отношении купальников такой обязанности у него нет. Поэтому вопрос о примерке купальника решается по договоренности между продавцом и покупателем.

Производители купальников предполагают, что их товар можно примерять, для этих целей на фабрике на такую продукцию крепят полиэтиленовые ластовицы. Продавцы же предупреждают, что примерять купальник разрешается только на нательное бельё.

Если вы всё же приобрели купальник, который вам не подошёл, обменять его или вернуть в магазин, скорее всего, не удастся. Купальник относится к бельевому трикотажу и входит в перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату как не подошедших по размеру, фасону и др.

Отдел по защите прав потребителей находится по адресу: г. Тольятти, ул. Белорусская, 33, каб. № 509. Телефоны: 63-88-55, 63-89-07.18.12 14.19